«Материал не спасает произведения, как золото, из
которого отлита статуя, не придаст ей святости. Произведение
искусства в большей степени живо своей формой, а не материалом.
Именно структурой, внутренним строением обязано оно исходящему от
него тайному очарованию. Это и есть подлинно художественное в
произведении, и именно на него должна направить внимание
эстетическая и литературная критика. Кто обладает тонким
эстетическим вкусом, всегда заподозрит некий оттенок филистерства в
таком рассуждении о картине или литературном произведении, где все
решает их "тема". Очевидно, без темы произведений искусства
не существует, как нет и жизни без определенных
химических процессов. Но как и жизнь не может быть сведена
только к ним, а становится жизнью, когда добавляет к химическому
процессу изначальную сложность иного порядка, так и
произведение искусства заслуживает этого имени, поскольку
обладает определенной формальной структурой, которой подчинены
материал или тема.» (с)